Огни Москвы:
как за 70 лет изменилась архитектура света

Проследим историю того, как менялось освещение зданий в Москве – от Кремля с гирляндами к эпохе светодиодов и стен-экранов.

1940–1980 годы

Подсветка объектов архитектуры в Москве появилась в 1947 году. Тогда в канун майских праздников у стен Московского Кремля была смонтирована установка для контурной подсветки, а сами стены украшены гирляндами. Десять лет Кремль оставался единственным памятником архитектуры в Москве, который подсвечивался по ночам.

В 1957 году к Всемирному фестивалю молодежи и студентов власти города установили системы фасадного освещения на стенах семи сталинских высоток, а также изменили подсветку Кремля: световой контур дополнился заливающим светом прожекторов, который использовали до середины 1990-х годов.

Более широко архитектурную подсветку в городе начали внедрять к летней Олимпиаде 1980 года и Универсиаде 1985 года.

Гостиница «Россия» около Кремля первой в Москве получила структурное освещение фасадов, встроенное в архитектурные конструкции.

7 сентября 1947 года отмечалось 800-летие Москвы.

1955—1957 МГУ

9 мая 1967. Ночь. Центр

Гостиница «Россия» и Москворецкая набережная. Неизвестный автор, 1970 г., Москва, МАММ / МДФ​

Николай Рахманов, 1984 г., Москва, МАММ / МДФ​

7 сентября 1947 года отмечалось 800-летие Москвы.

Гостиница “Москва”, 1950г

Площадь Маяковского. Владислав Микоша, конец 1950-х гг., Москва, МАММ/ МДФ​

Москва. Неизвестный автор, 1970 г., Москва, МАММ / МДФ​

Кремлевская набережная Москвы. Николай Рахманов, 1980-е, Москва, МАММ / МДФ​

1990–2000 годы

К концу 2000-х, по данным Моссовета, в Москве использовалось 500 осветительных объектов, а в период с 2011 по 2014 год было введено в эксплуатацию уже более 800 систем архитектурного освещения. В 2013 году появилась комплексная автоматизированная система управления, которая задает режимы и позволяет их контролировать.

Долгое время освещение московских улиц и парков в темное время суток с помощью уличных фонарей развивалось отдельно от архитектурных систем подсветки исторических памятников, соборов и зданий. Только в 1993 году появился первый комплексный проект светоцветового плана Москвы, который приурочили к подготовке празднования 850-летия города.

Музыкально-световое шоу Жана-Мишеля Жарра «Oxygen In Moscow», посвященное 850-летию Москвы. Юрий Феклистов, 06.09.1997 г., Москва, МАММ / МДФ​

Москва в сентябре 1997 г. Детлеф Штайнберг, 1997 г., Москва, МАММ / МДФ​​

2000г / МДФ​​

2000–2013 годы

Праздничное оформление давно стало влиять на облик города. В 1980 году появились светодинамические панно, новые светящиеся номера домов. К концу десятилетия сделали первую пешеходную улицу – Старый Арбат, украсив ее декоративными фонарями. В 2000-х на фоне светового хаоса стали внедряться по 50–70 проектов в год. В то же время рекламные конструкции большого размера подошли вплотную к Кремлю и стали светиться с большой силой, перебивая сигналы светофоров. Только в 2010-е началась масштабная борьба с засильем рекламы.

Игорь Воскресенский

Главный художник Москвы в 2000–2013 годах

2010–2015 годы. Эра светодиодов

Существенные изменения в ночном облике столицы произошли с появлением светодиодных систем освещения с переменным цветом. Они могут излучать белый свет и цветной (зеленый, красный, синий – в пределах всего видимого спектра).

В Москве больше освещения, чем в Париже или Лондоне, но качество намного ниже. Упор сделан на отдельные здания, а не на архитектурную среду в целом. К сожалению, архитекторы не всегда думают об этой проблеме. Даже при разработке проектов зданий они оценивают лишь его дневное освещение сверху, в то время как ночная подсветка полностью меняет архитектурные черты сооружений.

Андрей Ефимов

Заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Московского Архитектурного Института

Автор статьи: Антон Елистратов
Источник: https://realty.rbc.ru
В материале использованы фотоматериалы из книги «Световой дизайн города» Н. И. Щепеткова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню